'''Ситар''' (Хинди: सितार, Урду: ستار, Персия: سی تار ) - это индийский струнный инструмент с длинным узким грифом, относящийся к семейству лютневых. Происхождение этого инструмента весьма спорно. Как пишет Б.Ч.Дева в своей книге “Индийская музыка”, он был заимствован из Центральной и Западной Азии, где и по сей день известны инструменты, схожие по конструкции и по звучанию. Рави Шанкар и прочие не менее авторитетные музыканты утверждают, что ситар произошел от трехструнной вины и был изобретен известным музыкантом и органологом Амиром Хусро в XIII веке. Первоначальное название этого инструмента (“seh tar”) в буквальном переводе означает “три струны”.
Конструкция
Ситар - удивительный по конструкции инструмент. В нем слились чудесные особенности таких инструментов, как тампура и вина.
Но по порядку: первое что бросается в глаза - это длинный гриф с множеством колков. Он - полый - он дышит, позволяя инструменту звучать не только в области нижнего резонатора сделанного из грушевидной тыквы, но и далее по всему инструменту до самой макушки, где у концертных ситаров ставят дополнительный резонатор.
Второй отличительной особенностью ситара, как и например у тампуры является удивительное устройство нижней подставки Bada Ghoraj. Ее делают из дерева и костей верблюда или антилопы. Она сделана такой формы, что струна "бьется" о ее поверхность и звук "раскладывается" на все составляющие. Благодаря этому получается волшебное бурдонное звучание.
Но сразу возникает вопрос: А почему этих подставок 2 ? Все дело в том, что у ситара кроме основных струн: чикари, бурдонных и игровых, которые идут над ладами, существует большое количество резонирующих (симпатических) струн находящихся под ладами (для звукоизвлечения во время настройки - ситаристы используют, специально отрощенный для этих нужд, ноготь мизинца правой руки) . Эти струны настраиваются на свары раги и в момент попадания музыкантом в свару они начинают вибрировать и словно скрипки в симфоническом оркестре вторить мелодии раги. Из за этого их также назвают орекстровыми струнами или по индийски - тараф. Их количество в зависимости от инструмента может быть разным 11 или 13.
Если же говорить о основных струнах, то как и говорилось их имеется 3 вида (отсюда и название инструмента):
Тараб и чикари настраиваются с помощью больших колков, причем колки для тарафа находятся на головке грифа, а колки для чикари – уже на самом грифе рядом. Для настройки оркестровых струн используются маленькие колки, находящиеся сбоку на грифе.
Отдельно необходимо сказать несколько слов о ладах ситара. Их можно передвигать по грифу и благодаря этому "понижать" или "повышать" звучание отдельных свар, что часто необходимо при исполнении различных раг.
10 самых основных "тхата", практически аналогов основных греческих ладов.
Приведу их, так как это и есть практически настройка струн "тараф" (в перечислении нот пониженные 2,3,6 и 7 ступени, а также повышенную 4-ю ступень буду обозначать строчными буквами):http://pauloseidler.com/THATA/thata.html
Bilawal - SRGMPDNS
Khamaj - SRGMPDnS
Kafi - SRgMPDnS
Asavari - SRgMPdnS
Bhairav - SrGMPdNS
Bhairavi - SrgMPdnS
Kalyan - SRGmPDNS
Purvi - SrGmPdNS
Todi - SrgmPdNS
Marva - SrGmPDN
В списке указаны 7 нот, а "тараф" - 11 струн, поэтому принято на основную ноту Ca настраивать 3 струны, и между ними ещё струну, настроенную на 7 ступень нижней октавы. Но и такая настройка может меняться в зависимости от исполняемой Раги - некоторые ноты могут удваиваться в "тарафе", некоторые могут быть вообще пропущены.
Техника игры на ситаре весьма специфична и не похожа ни на одну из техник игры на наиболее известных нам лютнях – гитаре, уде, сароде и других. Основные отличия кроются, на мой взгляд, в технике левой руки. При игре на ситаре используются только два пальца левой руки (указательный и средний). Для полного понимания специфики техники левой руки необходимо отметить одну особенность конструкции ситара. Она состоит в том, что основные (верхние) струны расположены не по всей ширине грифа (как, например, на гитаре), а занимают лишь её половину. Дело в том, что, основной (но не единственный) прием, используемый при игре на ситаре – это так называемый минд (meend) - аналог гитарной подтяжке (band). Суть его состоит в том, что, одновременно извлекая звук правой рукой, исполнитель пальцем левой руки оттягивает струну вниз, таким образом плавно повышая высоту звука на секунду, терцию, или кварту и даже на квинту. Это создает эффект глиссандо, легато, или (в случае быстрого исполнения приема) форшлага. Также отличительной особенностью игры на ситаре является возможность обратной "оттяжки" звука - когда первая нота береться с изначальной позиции "подтяжки", а следующая - более низкая по звучанию реализуется путем возвращения пальца на исходную до подтяжки позицию.
Поскольку ситар является солирующим, а не аккомпанирующим инструментом, при игре на нем для исполнения мелодии используется лишь две струны. Звук извлекается с помощью специального проволочного плектра (мизраба), надеваемого на указательный палец. При извлечении звука используются три движения пальца: вниз, вверх и комбинированное движение вниз-вверх. Эти движения имеют собственные названия - Da, Ra и Dir соответственно. Для того, чтобы подчеркнуть ритм при игре пассажей джхала, ситарист использует чикари, в то время как мелодия играется на одной или двух основных струнах. Третья и четвертая струны редко применяются для исполнения мелодической линии, в основном они используются ближе к концу раги, когда ситарист, играя в быстром темпе на двух-трех струнах одновременно, выделяет таким образом экспрессивность и кульминацию завершающей части раги. Напоследок стоит упомянуть ещё об одном интересном приеме, который на самом деле является скорее украшением. Во время исполнения некоторых частей раги ситарист иногда проводит мизинцем по всем cимпатическим струнам сверху вниз. При этом возникает ощущение “перебора” струн, которое очень гармонично подчеркивает основную мелодию. Использование данного приема нельзя считать закономерностью, так как каждый музыкант применяет его соответственно своему восприятию раги. В некоторых рагах этот прием может разделять импровизационную и ритмическую части раги, некоторые исполнители завершают им рагу, применяя его в самом конце произведения.
< Предыдущая | Следующая > |
---|